«Музыка должна высекать огонь из души человека»
Людвиг ван Бетховен
Педагоги мира ведут спор – какова роль музыки в жизни ребёнка. Музыка – предмет образования или воспитания. Позицию педагогики в этом вопросе высказал композитор Д.Кабалевский. В своём вступительном слове на конференции Международного общества по музыкальному воспитанию он сказал: « Главной задачей массового музыкального воспитания детей является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь мир детей, прежде всего на их нравственность». «Обучить детей искусству очень трудно, - пишет Д.Кабалевский в одной из своих статей о музыкальном воспитании, - и основная трудность здесь заключается в том, что по- настоящему научить ребёнка чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь его этим искусством эмоционально».
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболевания сердечно - сосудистой системы. Она влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменить развитие: ускорить рост одних клеток и замедлить рост других. Но главное ею можно влиять на эмоциональное самосознание человека. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности плод и положительное её воздействие на человека в дальнейшем.
Влияние музыки на психоэмоциональное развитие ребёнка безгранично. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Ребёнок на музыку реагирует по-особенному, более открыто, непосредственно. Музыка активизирует у малышей все виды восприятия: слуховые, зрительные, чувственные. Она может мотивировать и веселить, придавать сил и наполнять эмоциями. Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребёнка писать и говорить, учит выражать свои мысли, причём не только речью, но и другими средствами – например, танцем, рисунком, на письме.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, но прежде всего от качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания Важно использовать с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего – классика и народная музыка. Тот репертуар, который слышат дети, влияет на формирование отношений к музыке.
Дети способны ощущать чувства композитора, поэтому ребёнка надо знакомить с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нём непосредственное восприятие, чувственность и открытость.
Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную.
Вместе с восприятием развивается и память. Так же классическая музыка способна восстановить рефлексы у новорожденного. Кроме того, её используют для лечения заикания у детей. Ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. Если грудной ребёнок постоянно слушает классическую музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как она стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность, побуждает к общению.
Понимание ребёнка педагогом позволяет ему составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. Часто выбирая из фонотеки произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит включить танец или марш.
Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребёнка, но её нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также отклонений в личностном развитии.
Бесспорно, дети должны слушать музыкальные произведения только в хорошем исполнении, будь то запись или живая музыка. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает эстетическое наслаждение, которое часто пробуждает дальнейший интерес к музыке, желание самому играть или петь. В хорошей музыке почти всегда есть позитивное настроение. Поэтому, чем устойчивее связь и взаимодействие детей с музыкой, тем успешнее будет их душевное развитие.
В мировой классике есть ряд композиторов, чья музыка необычайно «выпукла», образна, ярка. Многие зарубежные и отечественные композиторы – классики писали специально для детей. Можно уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И.Чайковского, Э.Грига, А.Гречанинова, Шумана, Майкопара. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей. Например, «Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева.
Психологи и взрослым советуют чаще слушать классиков и , тогда, музыка станет гармоничной частью нашей жизни, наполнив её новыми красками и эмоциями.
Муз.руководитель Масан Д.Ж.