«Ақмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Атбасар қаласының «Еркежан» бөбекжайы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие «Ясли – сад «Еркежан» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»


Вкусноежка

Біз әлеуметтік желілерде

  

 

"Еркежан" б/б ұжымы

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Обогащение словаря ребенка старшего дошкольного возраста

10.01.2019

Работу над обогащением словаря ребёнка нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что и у детей с отставанием в речевом развитии запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Важна и правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребёнка не фигурировали слова типа «санка». По этим причинам работа над

обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Целенаправленную работу в этом направлении лучше всего проводить начиная с дошкольного возраста. При этом важно обеспечить для ребёнка благоприятное речевое окружение ( правильная, неторопливая и отчётливая речь окружающих). Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогатить речь ребёнка существительными, глаголами,

прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у него слов, а также привить ребёнку простейшие навыки образования слов. Обогатить словарь ребёнка именами существительными помогут серии картинок, на которых изображены животные, птицы, растения и различные предметы, подобранные по смысловым группам (мебель, посуда, одежда и т.д.) Каждую из этих картинок ребёнок постепенно должен научиться правильно называть обобщающим словом, перечисляя все предметы, входящие в эту смысловую группу. После того, как ребёнок усвоил данный материал, можно провести с ним игры: «Назови одним словом», «Лишний предмет», «Продолжай» и т.д. Помогут обогатить словарь ребёнка картинки с изображением животных, птиц и их детёнышей ( игры «У кого кто», «Найди маму»). Причём в своих ответах ребёнок обязательно должен назвать и взрослое животное и его детёныша: «У козы – козлёнок», «У котёнка мама – кошка». Следующей серией могут быть картинки с изображением больших и маленьких предметов. Ребёнок должен правильно назвать сначала большой, а затем маленький предмет (стол – столик, шапка – шапочка, лиса – лисичка). Это поможет ему постепенно овладеть правилами образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. Здесь особенно

важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов. Обогащение словаря ребёнка за счёт

глаголов также может быть достигнуто путём упражнений в назывании картинок. Как и во всех предыдущих

случаях, упражнения продолжаются до тех пор, пока названия действий не будут прочно усвоены. Сначала можно выучить способы передвижения разных животных, птиц, насекомых (летают, прыгают, плавают и т.д.) Затем для закрепления материала ребёнку предлагаются вопросы: «А кто или что ещё летает? (самолёт, воздушный шарик),

«А кто или что ещё плавает? (лодка, поплавок). Можно предложить ребёнку игру «Летает – не летает» («Плавает – не плавает»). Следующим этапом может быть рассматривание действий одного животного (птицы). Например, собака – стоит, сидит, лежит, спит, лает, грызёт, играет и т.д. Для характеристики действий подбираются глаголы, которые более тонко характеризуют действия определённого животного: крадётся, выслеживает и т.д.). Обязательно нужно

называть голос каждого животного, птицы или насекомого: корова мычит, ворона каркает, жук жужжит. После того, как ребёнок прочно усвоит этот материал, можно переходить к действиям человека. В процессе неоднократного называния этих действий ребёнок постепенно овладеет способами образования глаголов при помощи приставок. Чтобы стимулировать ребёнка к образованию нужного глагола, взрослый сам называет существительное с предлогом, а ребёнок добавляет соответствующий глагол. Например, взрослый говорит: «Мальчик из дома

…» Ребёнок добавляет глагол «выходит». После рассматривания картинок с изображениями действий человека ребёнку даётся задание при помощи этих же приставок образовать другие глаголы. Делается это примерно так: «Мальчик дорогу переходит, а заяц? (перепрыгивает). А птица? (перелетает)». В результате этих упражнений у ребёнка вырабатывается прочный навык правильного употребления приставочных глаголов.

Просмотров: 280


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

2018 © sh-test.akmol.kz. Все права защищены

Текст