В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, определять позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый
ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора
деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением. В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие
предметов, объектов социальной действительности. Среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении
отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического
и психического здоровья. В дошкольном детстве, это условие является важной составляющей качественного образования в целом. Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как
совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на
развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Создавая предметно-развивающую среду, как условие успешной социализации ребёнка дошкольника, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности
возрастной группы, на которую нацелена среда.