Формирование у детей пятого того года жизни навыков самообслуживания осуществляется в соответствии с требованиями типовой программы детского сада.
Простейшие навыки самообслуживания, сформированные у ребенка в младшем дошкольном возрасте, затем превращается у него в привычку заботиться о своей одежде, игрушках. Привычка эта, в свою очередь, ложится в
основу таких черт личности, как организованность, аккуратность.
На пятом году жизни ребенок должен самостоятельно надевать и снимать одежду в нужной последовательности, аккуратно складывать или вешать ее на определенное место, замечать неполадки в своем костюме и исправлять их либо самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому.
Дети учатся самостоятельно мыть руки и лицо, засучив предварительно рукава, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом. Ребенок этого возраста уже должен сухо вытирать руки и лицо, без напоминания пользоваться личным полотенцем и вешать его на определенное место. В результате целенаправленной педагогической работы возрастает самостоятельность детей в процессе еды. Они овладевают умение самостоятельно и аккуратно есть, пережевывая еду с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, без напоминания, по мере необходимости, употреблять салфетку.
Немаловажное значение имеет усвоение младшими дошкольниками следующие правила: нельзя выходить из- за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках; по окончании еды нужно поблагодарить взрослого, тщательно вытереть салфеткой губы, пальцы.
Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, педагог учит его действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Показ и объяснение должны быть четкими, наглядными.
Показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно педагог сопровождает не только объяснениями ,но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает малышу быстрее усвоить способ выполнения, почему нужно поступать именно так. Навыки самообслуживания закрепляются повторением. В самообслуживании, необходимо учить ребенка доводить начатое до конца и выполнять его качественно. Например, не только снимать одежду в определенной последовательности, но и сразу выворачивать каждую вещь на лицевую сторону,аккуратно складывать, вешать ее. Чтобы малыш научился распознавать лицевую и изнаночную сторону вещей. Важно также подобрать для каждого ребенка правила
варианты поручений, в которых оно может быть реализовано. Например, правило «Научи другого тому, что можешь делать сам» ит.д.
Малыши должны усвоить правила соблюдения режима (например, « За стол можно садиться, только вымыв руки», « В спальне надо вести себя тихо»), последовательность основных режимных процессов и нужный темп действий при еде, одевании, на занятиях.Сформировать у ребенка умение самостоятельно делать все посильное для него- ведущая задача воспитания на данном возрастном этапе.