Заглядывая в детскую спальню, каждый родитель с замиранием сердца и умилением видит только своего самого
любимого и самого родного «зайчика», «медвежонка» или «ягодку». Каждый из них превосходно знает особенности пробуждения своего «чада». Одни детки встают после дневного сна бодрыми и веселыми. Другие еще длительное время остаются в полусонном состоянии, всем своим видом и поведением, показывая собственное
недовольство и раздражение.
Гимнастика пробуждения в детском саду как раз и разработана, чтобы детки любой возрастной категории смогли безболезненно, без слез и капризов, перейти от дневного сна к полноценной игровой деятельности. Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю) — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов. Гимнастика — это не только физические упражнения, не только способ помочь организму перейти от сна к бодрствованию, к активной деятельности. Гимнастика — это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день.
Гимнастика, которую можно провести в форме игры, начинается еще в кроватках. Например, воспитатель неторопливо говорит (и показывает движения) проснувшимся детям:
— Наши детки все проснулись! (дети открывают глаза, откидывают одеяла)
— На кроватке потянулись! (потягиваются ручками и ножками)
— Дружно сели! (садятся на кроватке)
— Вместе встали! (дети встают с кроваток)
— И коленки мы достали! (дети наклоняются и достают до колен)
Наклоняться ниже не стоит, так как совершать сразу после сна резкие движения нежелательно из-за возможности получить малышами растяжение.
После подъема гимнастика пробуждения в детском саду продолжается в игровой комнате, в которой по кругу могут быть разложены специальные коврики-дорожки. По ним дети несколько минут ходят в спокойном темпе. Учитывая, что детишки одеты только в трусики и маечки, одновременно проводятся элементы закаливания, а именно
воздушные процедуры. Однако при этом должен обязательно соблюдаться температурный режим.
Далее проводится комплекс упражнений (с головы до ног), также направленных на плавный переход к бодрствованию. Замечательно будет, если упражнения произносятся воспитателем (показывающим движения), в стихотворной форме. Гимнастика пробуждения дает хорошие результаты, если используется нестандартный комплекс упражнений (поза дерева, кузнечика, гуся и т.д.). Заканчивается приемами восстановления дыхания.
В результате такого подхода к этому режимному моменту видим:
– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;
– он легко включается в игровые упражнения;
– получает положительный эмоциональный настрой;
– легко переходит к игровой деятельности.
Все родители хотят видеть своих детей крепкими и здоровыми, и именно гимнастика пробуждения, кроме закаливающего, оздоровительного эффекта, имеет еще одно замечательное преимущество. В процессе повторения движений детки запоминают слова, что тренирует и развивает их память.