Все речевые звуки образуются от деятельности так называемых артикуляционных органов. Этот сложнейший комплекс своеобразных движений принято называть кинема.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников – это специальный комплекс упражнений, цель которых состоит в том, чтобы как можно лучше развить артикуляционный аппарат ребёнка. Конечно, малыши уже с самого своего рождения выполняют различные непроизвольные движения при помощи губ и языка.
Артикуляционнная гимнастика перед пением, используемая на музыкальных занятиях в детском саду. Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях: — формировать артикуляцию различных звуков; — закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах; — совершенствовать
подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, ограничение движений языка и нижней челюсти; — увеличить
объем слуховой памяти и внимания; — учить выделять сильные доли в цепочке слогов; — развивать музыкальную память, запоминания текста песен; — совершенствовать дикцию; — развивать чувство ритма; — совершенствовать
пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми
упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.